Skip to content Skip to footer

Зелёная энергетика

Есть различные мнения на эту тему. Некоторые считают, что зелёная энергетика – это не больше, чем просто “временный хайп”, который причём продлится совсем недолго, долгое время пессимисты говорили о том, что зелёные технологии никогда не смогут обойти по энергоэффективности и экономической целесообразности устоявшиеся нефтегазовые методы добычи энергии.

К текущему моменту мы уже достоверно знаем, что энергетический паритет был достигнут и теперь…

В США и других странах, когда электричество, поставляемое с помощью энергии ветра или солнца, доступно, оно вытесняет энергию, производимую генераторами, работающими на природном газе или угле. 

Солнечные и ветряные электростанции преобладали в строительстве новых электростанций в США в последние годы, в то время как электростанции, работающие на ископаемом топливе, особенно угольные, по-прежнему выводятся из эксплуатации рекордными темпами. 

В 2019 году ветряные (9,1 ГВт) и солнечные (5,3 ГВт) мощности составляли 62% всех новых генерирующих мощностей по сравнению с 8,3 ГВт природного газа, а 14 ГВт угольных мощностей, которые были выведены из эксплуатации. 

Управление энергетической информации США (EIA) также прогнозировало, что большая часть новой электроэнергии, добавленной в США в 2020 году, может производиться за счёт энергии ветра и солнца., при этом ожидается, что новые заводы по производству природного газа будут составлять менее четверти новых генерирующих мощностей. 

Вторым важным доводом пессимистов было то, что так называемые “зелёные” виды энергии тоже выделяют СО2, что сразу ставит вопрос об их целесообразности!

Бесчисленные исследования  показали, что, поскольку энергия ветра и солнца заменяет производство ископаемых, возобновляемые источники энергии также сокращают выбросы CO2. Например, исследование NREL показало, что производство 35% электроэнергии с использованием ветра и солнца в западных США снизит выбросы CO2 на 25-45%.

Управление энергетической информации США (EIA) также прогнозировало, что большая часть новой электроэнергии, добавленной в США в 2020 году, может производиться за счёт энергии ветра и солнца., при этом ожидается, что новые заводы по производству природного газа будут составлять менее четверти новых генерирующих мощностей. Зелёная энергетика

Исходные данные: EIA, таблицы 4.2.A и 4.2.B, Существующая чистая летняя мощность по источникам энергии и типам производителей ( https://www.eia.gov/electricity/annual/html/epa_04_02_a.html , https: // www .eia.gov / electric / Annual / html / epa_04_02_b.html )

Солнечная энергия и ветер в настоящее время обеспечивают самую дешёвую электроэнергию для 67% мира.

Затраты, связанные с солнечной и ветровой энергией, резко снизились за последние годы. По данным BNEF , стоимость энергии для наземного ветра и солнечной энергии для коммунальных предприятий в настоящее время составляет 44 и 50 долларов США за МВтч (на нормированной основе) по сравнению со 100 и 300 долларами за МВтч всего десять лет назад. 

Зелёная энергетика

Это резкое падение стоимости солнечной энергии и берегового ветра для коммунальных предприятий сделало их самыми дешёвыми источниками энергии в двух третях мира. Сегодня солнечные проекты в Чили, на Ближнем Востоке и в Китае или ветровые проекты в Бразилии, США и Индии приближаются к цифрам ниже 30 долларов за МВтч, что ниже, чем затраты на строительство и производство энергии на электростанциях, использующих уголь или даже электричество вырабатываемое через самый дешёвый газ . К 2030 году предстоящие инновации, вероятно, ещё больше снизят затраты.

Зелёная энергетика

Весь мир зажжёт зелёный свет. 

Но самый большой вопрос, который в действительности решает “зелёная” энергетика, это климатический вопрос. Всемирный экономический форум ежегодно отчитывается об экологической катастрофе, которая в действительности является нашим самым сильным врагом, способным уничтожить человечество, поэтому это даже не вопрос денег, это вопрос выживания.

Но самая интересная задача, которая сейчас стоит перед человечеством, это вопрос хранения энергии, мы научились делать дешёвую, достаточно безопасную энергию, но проблема в том, что её хранение и транспортировка ещё всё сложно поддаётся.

Мы придумали накопители энергии, для сохранения её в то время, когда нет солнца или ветра или в моменты пиковых нагрузок.

Но, похоже, гении уже придумали решение…

И мы все скоро узнаем об этих инновациях.

Например, о том, что придумала Tesla.

Наш выбор в секторе зелёной энергии – Tesla

Tesla – Генерация и хранение энергии 

Многие логично ассоциируют компанию Tesla с электромобилями, но это не совсем так, в действительности компания идёт к энергетическому превосходству, а электромобили – это первый и наиболее логичный потребитель электроэнергии.

Если вы уже читали наш отчёт о роботизации, то помните, как мы называли нефтяную отрасль в автомобильной индустрии, это паразит, нефтяная отрасль выросла в многомиллиардную индустрию только на обслуживании автомобильной отрасли, Маск решил пойти дальше, он создал автомобильную отрасль на электроэнергии, сейчас создал лучшую систему заправки электромобилей, через которую совсем скоро смогут заправляться все электромобили, а не только автомобили марки Tesla  и он создал энергетические накопители для дома с панелями для генерации энергии.

С этого момента, вся производимая и расходуемая электроэнергия может идти или как-то соприкасаться с продуктами Tesla.

И судя по темпам внедрения и роста мы находимся только в начале пути.

Первая и главная проблема на пути доминации Маска – это объём производимых аккумуляторов. Да, за последние годы он вырос, да, себестоимость начинает снижаться, но этого всё ещё недостаточно в глобальном масштабе для того, чтобы сделать приемлемый теслагрузовик на автопилоте.

Зелёная энергетика

В этом я вижу одну из следующих промежуточных целей компании.

Но сейчас вернёмся в наш 2021 год.

Сегодня у компании есть 3 ключевых способа наращивать объём потребляемых аккумуляторов:

  1. это электромобили 

Согласно последнему пресс релизу к отчёту, за последний квартал Маск отгрузил 201 тыс автомобилей.

Много это или мало?

Вот динамика:

2 кв 2021 – 201 тыс

1 кв 2021 – 184 тыс

4 кв 2020 – 180 тыс

3 кв 2020 – 139 тыс

2 кв 2020 – 91 тыс

1 кв 2020 – 88 тыс

4 кв 2019 – 112 тыс

3 кв 2019 – 97 тыс

2 кв 2019 – 91 тыс

1 кв 2019 – 77 тыс

4 кв 2018 – 91 тыс

3 кв 2018 – 83 тыс

2 кв 2018 – 41 тыс

1 кв 2018 – 30 тыс

Хочу заметить интересную динамику, которая немного успокоит пессимистов.

В начале этого расчёта идёт квартальная поставка в 30 тыс машин, в конце 201 тыс, что примерно на 750% больше. Акции за этот же период выросли с 65$ до примерно 650$, что выше примерно на 1000%.

Стала ли компания дороже?

Если мерить в машинах, то да. А если мерить в размерах адресного рынка и ценности бренда, то, похоже, что нет, даже после роста на 750% акции не выглядят дорого, кто бы мог подумать…

Зелёная энергетика

Скажу, что выручка за этот же период, безусловно, выросла гораздо меньше.

Зелёная энергетика

А операционная прибыль при этом выросла всего на 50%, хотя стала и более стабильной.

В общем, компания конечно подорожала с финансовой стороны и конкуренция выросла.

Но! Стоит отдать должное, Маск гений и как мы уже говорил выше, конечная цель это не машины делать, а создать бренд и управлять всеми электропотоками, от генерации и хранения энергии до её распределения и потребления.

Это энергетическая компания 21 века и следующий шаг в этом направлении:

Зелёная энергетика

В 2019 году Tesla добавила новые производственные линии, которые поддерживают производство электрических компонентов для устройств зарядки Supercharger. 

Но раньше они предполагались исключительно для владельцев автомобилей Tesla, а теперь пошёл тестовый запуск для всех.

Tesla откроет как минимум 2 финансируемых государством нагнетателя для других электромобилей в Норвегии уже в третьем квартале 2022 года.

Вот технический перевод с норвежского на эту тему:

Зелёная энергетика

Но зарядные станции это только начало одной большой истории, вот, что меня действительно цепляет.

Зелёная энергетика

Первый продукт Tesla Energy стал аккумулятор Tesla «Powerwall» , литий-ионный аккумулятор, который заряжается с использованием электроэнергии, вырабатываемой солнечными панелями, и питает ваш дом в вечернее время.

Изначально ёмкость была от 7 квт в бюджетной версии до 10 в максимальной, но сейчас увеличена до 13,5 квт в обоих вариантах и скоро, как я предполагаю, вырастет ещё.

Единственным недостатком этой жирной “батарейки” как и любой другой, является слабая морозостойкость до -4 градусов.

Спрос на аккумуляторы Tesla сразу был взрывным, что могло бы обеспечить Gigafactory Маска работой исключительно над аккумуляторами.

Но!

Этот серебристый ящик пойдёт гораздо дальше, чем просто накопление энергии от солнечной батареи и передача её в дом. 

Представьте, что это децентрализованный блок распределения энергии в сеть, а не только способ содержания своего дома.

Как вам такая подача?

Прочтите это, это строки из раздела “вопрос-ответ” в последнем отчёте компании:

“Так, предположим, что есть — как было в Техасе, была пиковая потребность в мощности и спрос на мощность, потому что у сети не было возможности буферизовать мощность, им пришлось отключить питание. Нет накопителя энергии. Нет смысла в накоплении энергии. Однако с помощью целого ряда Powerwall и домов мы действительно можем буферизовать мощность. И поэтому, если энергосистеме требуется больше энергии, мы можем фактически с согласия, очевидно, домовладельца и в партнёрстве с коммунальным предприятием, мы можем фактически передать мощность в сеть, чтобы удовлетворить пиковую потребность в энергии. Таким образом, Powerwall могут работать, как гигантская распределённая утилита (коммунальная компания). Я не уверен, многие ли из вас действительно поймут это, но это чрезвычайно важно и необходимо, потому что мы движемся к миру, где, как мы только что говорили ранее, люди переходят в сторону электромобилей. Это будет означать, что потребность в электроэнергии в домах и на предприятиях значительно возрастёт. Фактически, если вы перейдёте на полностью возобновляемую электроэнергию, нам потребуется примерно в 3 раза больше электроэнергии, чем у нас есть сейчас. Это приблизительные цифры, но примерно вам нужно вдвое больше – примерно вдвое больше электричества, если весь транспорт будет на электричестве, и им нужно в три раза больше электричества, если все отопление будет электрическим. В общем, я думаю, что это благополучное будущее для Tesla”

Надеюсь, теперь мне удалось донести? 

Глобальная, децентрализованная, коммунальная компания. 

Wow. Не правда ли?

Но и это ещё не всё…

Искусственный интеллект – Dojo.

Илон Маск – “Итак, да, я просто сказал, что – хотя, как и сейчас, многие будут думать о Tesla как об автомобильной или энергетической компании. Я думаю, что в долгосрочной перспективе люди будут думать о Tesla как о компании, занимающейся робототехникой искусственного интеллекта, как об автомобильной или энергетической компании. Я думаю, что мы разрабатываем одну из сильнейших в мире команд по аппаратному и программному искусственному интеллекту. Конечно, кажется, что мы можем использовать вещи с полным самостоятельным вождением, которые другие не могут. Итак, если вы посмотрите на эволюцию разработанных нами технологий, мы разработали их, чтобы решить проблему самостоятельного вождения. Так что мы не смогли найти достаточно мощную нейронную сеть, на которой работал бы компьютер. Поэтому мы спроектировали и построили свой собственный. Программное обеспечение действительно было довольно примитивным для этой задачи. Итак, мы создали команду с нуля и разрабатывали, по нашему мнению, самый продвинутый реальный ИИ в мире…”

Сейчас команда работает над тем, чтобы заставить этот ИИ водить все машины в мире и я думаю у них, с учётом размера их данных, конечно, это получится. Но этот ИИ станет платформой для применения в огромном количестве отраслей, включая управление энергопотоками между Powerwall, распределением нагрузки на Supercharger, управление умными домами, как далеко это может зайти?

В январе 2020 года мы уже писали о том, что мы вдохновлены акциями Tesla, после этого стоимость акций взлетела почти в 10 раз, сейчас же мы говорим о том, что мы просто в восторге от перспектив этой компании.

И снова повторяем: “Buy Tesla, Buy Tesla”