LiDAR (Light Detection and Ranging) – это метод дистанционного зондирования, который измеряет расстояние путём излучения лазерного света на цель и обнаружения её отражения с помощью фотодатчика. LiDAR становится всё более важным в таких приложениях, как автомобильные системы ADAS (Advanced Driver Assistance Systems), автоматизированные управляемые транспортные средства (AGV) и определение дальности.
В LiDAR используются источники света, как лазер и фотодатчики, такие как фотодиоды.
Лидары – одна из передовых технологий, которая начинает использоваться повсеместно. Если изначально технология разрабатывалась исключительно для автономного вождения автомобиля, то теперь лидары начинают использовать в умных городах, роботах для доставки на этапе “последней мили” и в совсем скоро к нам будут прибегать вот такие милые коробочки с посылками.
Роботакси, автономное вождение, робототехника, умные города, автономная спецтехника и многие другие прелести будут нашпиговываться лидарами уже в самом ближайшем будущем.
Вот, что говорит менеджмент Luminar, одной из крупных компаний занимающейся в области лидаров: “Выручка Luminar в 2018 и 2019 годах составила от $ 12 до 13 млн. И теперь компания прогнозирует, что продажи достигнут $ 200 млн примерно к 2023 году и удвоятся в 2024 году, а также достигнут положительного денежного потока и EBITDA.”
Ведущие эксперты оценивают приблизительный общий адресный рынок лидаров в $ 118 млрд к 2025 году.
И это огромный рынок, который формируется прямо сейчас у нас на глазах.
Есть несколько компаний, которых можно назвать главными бенефициарами роста этого рынка, вот они:
Velodyne (VLDR)
Velodyne можно назвать главным игроком на рынке лидаров, так как именно эти ребята уже получают значительную прибыль на рынке продажи лидаров.
Проблема в том, что она сокращается…
Но как говорит менеджмент компании, сокращение прибыли – это их великий план захвата рынка, выручка снижается не из-за падения объёма продаж, а из-за значительного снижения цен на свою продукцию с целью выдавливания конкурентов.
Это один из тех редких случаев, когда мы можем не думать о сокращающемся росте выручки и доверять прогнозируемому росту выручки компании, который выглядит следующим образом:
В следующем году они ожидают увеличения продаж по многолетним соглашениям, включая доходы от программного обеспечения и подписки.
Высокая стоимость LiDAR остаётся серьёзным препятствием для массовой интеграции. «Одним из самых больших препятствий на пути к массовому распространению автономных транспортных средств было отсутствие высокопроизводительных и недорогих LiDAR, которые можно масштабировать до миллионов единиц в год», – говорит Соруш Салехиан , соучредитель производителя датчиков LiDAR. Аева . До недавнего времени датчики и системы LiDAR стоили тысячи или даже десятки тысяч долларов.
Однако, несколько лет назад тенденция на безумно дорогие лидары начала меняться и, например, в 2016 году LeddarTech выпустили первый лидар со стоимостью в 500$, что на тот момент было значительным достижением в отрасли. В 2020 году Velodyne объявила, что представит датчик LiDAR за 100 долларов, который можно использовать в автомобилях.
Выручка
Luminar (LAZR)
LUMINAR и GORES METROPOULOS объявили о закрытии бизнес-объединения,
где Luminar получил около $ 600 млн валовой выручки и торги начались 3 декабря под тикером «LAZR».
Luminar Technologies, Inc. («Luminar»), ещё одна компания, которая считает себя мировым лидером в области технологий аппаратного и программного обеспечения для автомобильных лидаров.
Успешное завершение бизнес-объединения и выход на публичные торги стало последним знаковым событием в череде побед компании в 2020 году, компания внедрила Iris LiDAR и несколько программных продуктов для серийного производства во всех трёх значимых отраслевых вертикалях: легковые автомобили, грузовые автомобили и роботакси.
Ранее в этом году Luminar подписала первую в отрасли сделку по производству автономных потребительских транспортных средств с Volvo Cars, а недавно также заключила сделки с Daimler Truck AG и Intel Mobileye.
Luminar Iris используется в моделях автомобилей, серийное производство которых планируется начать в 2022 году.
Вот что говорит менеджмент «За последние несколько лет мы перешли от стартапа по разработке технологий до глобального поставщика автономных систем для многих крупнейших мировых производителей оригинального оборудования и коммерческих транспортных компаний, чтобы обеспечить их автономное будущее в производстве. Мы с нетерпением ждём ускорения широкого коммерческого внедрения автономных и проактивных решений безопасности и приступаем к следующему этапу нашего пути в качестве публичной компании, что укрепит наши лидирующие позиции в будущем и обеспечит автономность в беспрецедентных масштабах ».
Алек Горес, генеральный директор Gores Metropoulos, сказал: Luminar не имеет себе равных по своим технологиям и способности обеспечивать автономность для серийных автомобилей.
В результате объединения бизнеса Luminar получила около $ 590 млн наличными. Сюда входят $ 406 млн от Гореса Метропулоса, а также $ 184 млн поступлений от институциональных инвесторов, включая Алека Гореса, Van Tuyl Companies, Питера Тиля, Volvo Cars Tech Fund, Crescent. Cove, Moore Strategic Ventures, Ник и Джилл Вудман и VectoIQ.
После завершения объединения бизнесов Алек Горс, генеральный директор Gores Metropoulos, вошёл в Совет директоров Luminar.
Из финансовой отчётности, поданной в SEC для регистрации как публичной компании Luminar, можно выделить 3 важных факта:
- Выручка компании растёт быстрыми темпами и ускорилась с $ 6,8 млн до $ 11,5 млн.
- Компания несёт колоссальные расходы в $ 72-76 млн в год.
- Полученные от размещения $ 590 млн покроют несколько лет убыточного бизнеса компании.
Innoviz (CGRO)
На данный момент компания находится в стадии слияния с Collective Growth Corporation (SPAC: CGRO)
Ожидается, что сделка принесёт до $ 350 млн валовой выручки, закрытие сделки ожидается в первом квартале 2021 года, объединённая компания, как ожидается, будет иметь оценочную стоимость примерно в $ 1,4 млрд и котироваться на NASDAQ под тикером «INVZ»
Компания Innoviz, основанная в 2016 году группой ветеранов израильской разведки из подразделения 81, самого престижного технологического подразделения в Силах обороны Израиля, является ещё одним глобальным разработчиком высокопроизводительных твердотельных датчиков LiDAR и программного обеспечения восприятия для автономных транспортных средств.
BMW выбрала твердотельный датчик LiDAR от Innoviz для разработки своего LiDAR для серийного производства.
Innoviz недавно анонсировала InnovizTwo, более дешёвый и технологически продвинутый продукт, который позволит своим клиентам обеспечить повышенную безопасность и функциональность по цене для массового рынка.
Текущие партнёры и инвесторы Innoviz включают Magna International, Samsung-Harman, Aptiv, Magma Venture Partners, Vertex Ventures, SoftBank Ventures Asia, Phoenix Insurance, China Merchants Capital, Shenzhen Capital Group, Harel Insurance Investments and Financial Services.
Сейчас выручка компании, прогнозно, составит всего $ 5 млн и прогнозно вырастет до $ 539 млн к 2025 году, так что можно говорить, что компания находится на ранней стадии своего развития, её ждёт высокая волатильность, но и доход от этих акций может быть значительным.
Aeva (IPV)
Последний раунд финансирования был закрытым корпоративным раундом в декабре 2019 года, который возглавил Porsche. Основатели, пара бывших инженеров Apple, создали сенсорный блок, который «сочетает в себе ключевые преимущества лидара, радара, машинного зрения и высокоточного обнаружения движения».
В сентябре 2020 года Aeva объявила о многолетнем производственном партнёрстве с ZF, глобальным поставщиком автомобилей Tier-1, для производства и распространения первого в мире 4D LiDAR автомобильного уровня среди OEM-клиентов по всему миру.
В ходе объединения бизнеса через SPAC компания получит $ 363 млн, в том числе часть из этих денег от стратегического партнёра в лице Porsche.
“Первый в мире 4D LiDAR на кристалле, сочетающий мгновенную скорость, большой радиус действия, низкое энергопотребление при лучших в отрасли затратах” – именно так позиционируют новинку в компании.
Проверенная кремниевая фотонная технология, позволяющая масштабировать массовое производство для самых разных приложений.
«Конечное состояние» для автомобильных приложений и «следующая волна» для потребительского и промышленного восприятия.
Компания уже заключила 4 крупных соглашения с клиентами, которые представляют совокупный прогнозируемый доход в размере ~ $ 1,3 млрд, включая + $440 млн в 2025 году.
Компания имеет уникальные преимущества благодаря превосходному разрешению, форм-фактору кремниевого чипа и измерению скорости в микрометрах в секунду.
Aeva рассчитывает обеспечить широкое внедрение AR / VR на мобильных устройствах и смарт-очках, картографирование высокой чёткости, бесконтактный мониторинг здоровья, промышленная автоматизация, робототехника и безопасность.
Многолетние программы обеспечивают чёткое представление о росте доходов и делают актив надёжным для инвестирования несмотря на ранний этап развития компании.
Помимо этого высокоприбыльная, масштабируемая бизнес-модель, по прогнозам обеспечит безубыточность без дополнительного капитала.
Запатентованный чип 4D LiDAR позволяет Aeva управлять широким диапазоном
принятие решений восприятия в новых категориях
Быстрое распространение на потребительские устройства, носимые устройства и
Industrial представляет значительный потенциал роста для Aeva
Porsche SE мажоритарный владелец VW Group инвестировал в Aeva в 2018 и 2019 гг.
Партнёрство с Audi AID было объявлено в 2019 г.
Colonnade Acquisition ( NYSE: CLA )
Общая стоимость объединённой компании составит около $ 1,6 млрд, а валовая выручка Ouster составит $ 300 млн.
У Ouster более 450 клиентов в таких секторах, как автономные транспортные средства, робототехника, картография и приложения для умных городов.
Ouster рекламирует свою цифровую лидарную технологию за более низкую стоимость и более высокую производительность по сравнению с аналоговыми системами.
Компания полагает, что её общий адресный рынок (TAM) в четырёх ключевых отраслях вырастет с примерно $ 9 млрд в 2025 году до $ 50 млрд к 2030 году. По оценкам компании её выручка будет расти при совокупных ежегодных темпах роста более 140% до 2025 года.
Менеджмент Ouster говорит, что потенциал продаж его лидарных датчиков наибольший в секторе интеллектуальной инфраструктуры, за которым следуют рынки промышленности, робототехники и автомобилестроения. Если компания права, ее разнообразие будет преимуществом перед другими компаниями, ориентированным на транспортный сегмент.
Indie Semiconductor (THBR)
Indie Semiconductor станет публичной через объединение с SPAC Thunder Bridge Acquisition II
По условиям сделки стоимость компании оценивается примерно в $ 1 млрд.
Акции новой компании будут торговаться на Nasdaq. Акционерам Thunder Bridge Acquisition II будет принадлежать 23,8% новой компании.
Indie помогает автомобильным компаниям обеспечивать автономное подключение, удобство для пользователей и электрификацию автомобилей.
Компания заявила, что имеет беспрецедентную интеграцию полупроводников и программного обеспечения с эффективным процессом проектирования.
Indie заключила сделки с 12 поставщиками, включая Magna International.
Компания уже поставила более 100 миллионов устройств и заявила, что увеличивает проникновение OEM и контент для каждого автомобиля.
У Indie портфель сделок на сумму более $ 2 млрд и портфель возможных сделок на $ 2,5 млрд.
Выручка на 2020 финансовый год оценивается в $ 23 млн. Ожидается, что выручка вырастет в начале 2023 года с оценками в $ 204 млн, $ 349 млн и $ 501 млн соответственно на 2023-2025 годы.
С 2020 по 2025 год выручка Indie будет расти со средним годовым темпом роста в 85%.
Indie заявила, что её целевой рынок составляет $ 16 млрд и вырастет до $ 38 млрд к 2025 году.
Высокий спрос на микросхемы и программное обеспечение в автомобилях призван способствовать росту Indie. Сегодня в каждом автомобиле содержится около 310 долларов кремния. В будущем эта сумма может вырасти до более чем 4000 долларов на автомобиль.
Ожидается, что многочисленные факторы долгосрочного роста, такие как автономные транспортные средства, возможность подключения в транспортных средствах и электромобили, будут способствовать росту компании.
Фаза II для компании также включает поставку революционного лидарного решения в 2023 году.
Аппаратное и программное обеспечение
Но датчики это только часть полной системы LiDAR. Аппаратное и программное обеспечение по-прежнему необходимо для обработки данных, получаемых датчиками LiDAR и оно не всегда есть у самих производителей лидаров или находится на должном уровне.
Парк так называемых «роботакси» рассматривается как потенциальные первые массовые потребители LiDAR. Например, ирландский поставщик LiDAR Aptiv в настоящее время помогает управлять парком автономных такси на 30 автомобилей в Лас-Вегасе в партнёрстве с компанией Lyft.
LidarViewer – это настольное приложение, которое является автономным и не полагается на сторонние пакеты или модули для работы. LidarViewer работает под Windows 10 и получает доступ к данным LiDAR, хранящимся локально на диске. Компания сознательно выбрали разработку автономного приложения на базе Windows, так как во многих частях страны, особенно в районах, где проводятся исследования LiDAR, отсутствует или очень ограничен Интернет.
Файлы данных LiDAR очень большие, поэтому загрузка данных на сервер для обработки «в облаке» требует много времени и непрактична.
Aptiv (APTV)
Ожидается, что к 2021 году глобальный рынок бортовых LiDAR-систем достигнет $ 1,55 млрд при среднегодовом темпе роста 16,1%, сообщает BIS Research.
Рынок бортовых LiDAR-систем демонстрирует высокие темпы роста из-за значительного спроса на бортовые системы визуализации по всему миру, благодаря техническому превосходству LiDAR над обычными датчиками, такими как радар и камера, и росту спроса на миниатюрные датчики с микроэлементными механическими системами (MEMS). Последние инновации в оборудовании и услугах LiDAR позволяют бортовой технологии LiDAR охватить более широкий сегмент потребителей в отрасли.
Компании разрабатывают относительно недорогие, компактные и лёгкие бортовые LiDAR-системы, которые упрощают предоставление улучшенных услуг дистанционного зондирования по сравнению с традиционными технологиями. Ожидается, что это, по сути, вскоре усилит конкуренцию, а также будет способствовать использованию бортовых систем. Система LiDAR для различных приложений, включая управление и планирование лесного хозяйства, моделирование наводнений, моделирование загрязнения, картографирование и картографию, городское планирование, управление береговой линией, планирование транспорта и др.
Использование LiDAR для сбора железнодорожных данных, новые применения датчиков LiDAR и инновации в технологии LiDAR являются основными факторами, которые, как ожидается, создадут прибыльные возможности для участников рынка в следующие пять лет. Рынок наполнен достижениями в области бортовой системы LiDAR. для наземной навигации и управления движением.
Что в итоге?
Мы имеем уникальный момент для инвестирования в отрасль. Последние несколько лет компании производители лидаров были вынуждены конкурировать с помощью снижения цены на лидары в итоге мы увидели беспрецедентное снижение стоимости лидаров с $ 75 тыс за штуку до смешных $ 100, это, безусловно, критически сказалось на объёме потенциального рынка, который сократился в несколько раз.
Реальность приходит к тому, что цена больше не является важным фактором и теперь производители начнут конкурировать за качество продукции, а значит приходит самое интересное время для инвестирования в этот сегмент.
Победителей на этом рынке будет несколько, но предсказать, кто будет доминировать, пока не представляется возможным. Ближайшие пару лет покажут, кто станет лучшим игроком на рынке лидаров, а я поставлю на всех “лошадей” в этом забеге.
Капитал между компаниями рекомендую разбить равномерно.
Список компаний:
Velodyne (VLDR)
Luminar (LAZR)
Innoviz (CGRO)
Aeva (IPV)
Colonnade Acquisition (CLA)
Indie Semiconductor (THBR)
Aptiv (APTV)
2 Comments
Татьяна Киреева
А как же компания Valeo? (VLEEY) https://finance.yahoo.com/quote/VLEEY?p=VLEEY&.tsrc=fin-srch
Михаил Назаров
Как вы входите, в эти компании? Акциями, опционами, варантами, на какой период времени?