Кто является ведущим производителем аккумуляторов для электромобилей?
Китайская CATL играет роль ведущего в мире производителя аккумуляторов для электромобилей на сегодняшний день.
На китайскую компанию приходится 37% мировых продаж аккумуляторов для электромобилей.
Одна из серьёзных “заявок на победу” от CATL в том, что не так давно они заявили, что “готовы производить аккумулятор, который прослужит 16 лет и проедет 1,2 миллиона миль”.
Это звучит примерно как “двигатели миллионники”.
Рынок аккумуляторных элементов становится “горячим” из-за активности на автомобильном рынке.
Одной из компаний решившей оторвать свой кусочек от CATL стала FREYR Battery (FREY).
Но начать они решили с накопителей энергии…
“Этот план необычен среди аккумуляторных проектов, поскольку он ориентирован в первую очередь на рынок накопителей энергии, а не на электромобили. Быстрое развёртывание ветровой и солнечной энергии в США создаёт проблемы с перебоями, которые требуют решений для хранения энергии, таких как литий-ионные батареи Freyr”.
Freyr
Компания Freyr стала публичной в июле 2021 года в результате слияния SPAC и стремится производить перезаряжаемые литий-ионные батареи для электромобилей и накопителей энергии.
FREYR приступила к строительству первого из запланированных заводов в Му-и-Рана, Норвегия, и объявила о потенциальном развитии производства аккумуляторных в США.
Первый завод Giga Arctic в Норвегии.
Giga Arctic – завод стоимостью 1,7 миллиарда долларов станет одним из крупнейших предприятий материковой Норвегии за последнее время.
Только на этом заводе будет занято более 600 человек. Кроме того, сюда входят индустрия снабжения и потенциальная новая гигафабрика Giga Borealis. Только на этапе строительства будет занято более 1000 человек.
Производство на заводе Giga Arctic начнётся в конце 2024 года.
«Мы надеемся, что к тому времени у нас будет батарея, которую можно будет представить», — говорит исполнительный председатель Freyr Торстейн Дейл Сьотвейт.
Вот как далеко продвинулась Freyr Battery в строительстве завода по производству аккумуляторов Giga Arctic в Му-и-Рана, Северная Норвегия, по состоянию на январь 2023 года. (Фото: Freyr Battery)
Второй завод Giga America.
Перед Рождеством прошлого года Freyr Battery объявила, что они ускоряют запланированную американскую экспансию из-за «Закона о снижении инфляции» президента Джо Байдена (IRA), который составляет впечатляющие 369 миллиардов долларов США.
Закон вступает в силу в этом году и обеспечит зелёную реструктуризацию в США за счёт субсидий, налоговых льгот и кредитных схем.
В настоящее время в ЕС ведётся работа по обеспечению исключения, чтобы европейские товары не потеряли свою конкурентоспособность на американском рынке.
Однако Freyr Battery не ждёт, пока норвежское правительство решит вопрос, и сейчас разрабатывает американскую Giga America, одновременно строя завод Giga Arctic в Мо-и-Ране.
Начальной фазой Giga America станет модуль производства ячеек площадью около 34 ГВтч.
Ожидается, что после завершения всех запланированных этапов строительства Giga America станет одним из крупнейших проектов по производству аккумуляторных элементов в мире.
«Средняя цена батареи в мире сегодня составляет, может быть, 120-130 долларов. И если вы производите батареи в США, у вас есть стимул от 25 до 30 долларов. Так что это очень сильная движущая сила, которая сподвигает нас инвестировать в США», — говорит CEO Freyr Battery Шётвейт.
Теперь Фрейр купил недвижимость в США, а также «где-то в Европе», местонахождение которого они пока не желают раскрывать.
План развития предполагает запуск завода Giga Arctic в 2024 и запуск завода Giga America в 2025-2026 году.
“FREYR намеревается установить модуль производства ячеек площадью около
50 ГВт-ч аккумуляторных батарей к 2025 г., 100 ГВт-ч к 2028 г. и 200 ГВт-ч к 2030 г.”
Первый контракт
Компания уже спешит законтрактовать свои мощности и заключает первое соглашение с Impact Clean Power Technology.
В соответствии с условиями соглашения с Impact Clean Power Technology, Freyr поставит 10–14 ГВтч аккумуляторных элементов для Impact в период с 2025 по 2030 год.
Элементы LFP будут интегрированы в продукты Impact E-Mobility для использования в коммерческих транспортных средствах.
Заказы будут выполняться в соответствии с потребностями Impact, и их стоимость может достигать 1,8 млрд долларов, исходя из недавних оценок цен на литий BNEF на 2025 год и других условий.
Это рамочное соглашение не имеет обязательной силы, и заказы будут выполняться в соответствии с потребностями Impact.
Koch Industries
Но как я уже упомянул выше, FREY решила заходить на рынок аккумуляторов через накопители энергии и не с кем-нибудь, а с самой семьёй Кохав!
Для понимания, Чарльз Кох по состоянию на 2020 год значится под восемнадцатым номером в списке самых богатых людей мира по оценке Forbes с состоянием в 38,2 миллиарда долларов.
Koch Industries и Freyr Battery, инвестируют более 2,6 млрд долларов в два этапа строительства завода в Джорджии, который будет поставлять аккумуляторы в первую очередь для энергосистемы США.
Koch стала одним из крупнейших инвесторов в области аккумуляторов , отказавшись от акцента на ископаемое топливо. Компания заявила, что хочет извлечь выгоду из снижения стоимости технологий использования возобновляемых источников энергии и помочь снизить её ещё больше.
По состоянию на январь Koch Industries инвестировал в общей сложности 1,7 миллиарда долларов в электрические батареи, системы хранения энергии и инфраструктуру солнечной энергетики, согласно данным на его веб-сайте.
На первом этапе проекта запущено 34 ГВтч ежегодного производства аккумуляторов.
По данным поставщика данных Benchmark Mineral Intelligence, крупнейший на сегодняшний день завод по производству аккумуляторов в США, «гигафабрика» Tesla Inc. и Panasonic Holding Corp. в Неваде, имела мощность 39 ГВтч в конце прошлого года.
Размытие.
В начале декабря прошлого года FREY провела размытие капитала, после чего её акции значительно снизились.
Валовая выручка FREYR от размещения составит примерно 230 миллионов долларов.
О технологии.
Аккумуляторы FREY основаны на новой технологии ячеек, лицензированной как “24M Technologies”.
Они дешевле, чем большинство литий-ионных аккумуляторов, что нравится коммунальным предприятиям, которые покупают их в больших количествах.
Но, судя по всему, этой технологии всё ещё не хватает быстрой скорости зарядки, именно поэтому их основной рынок это “накопители энергии”.
Но на автомобильном рынке тоже есть амбиции, хотя и не самые “жизнеспособные”.
FREY ведёт переговоры о поставках аккумуляторов производителям коммерческих транспортных средств, таких как автобусы и грузовики, которые можно заряжать в течение ночи.
Что в итоге?
Ранее говорилось, что первые отгрузки с завода в США пойдут в 2025 году, но уже сейчас эта дата сдвигается на 2026.
У компании неплохой запас наличности в 418 млн и плюс недавно они привлекли ещё 230 млн, в целом на текущий момент деньги есть…
Но капитальные расходы растут лавинообразно, что понятно.
Компания быстро сжигает деньги и ближайшая выручка будет не раньше 2025.
Скорее всего, потенциальных инвесторов в этот проект ждёт ещё не одно размытие капитала в будущем, но по мере продвижения строительства завода и реализации проекта мы можем увидеть хороший рост акций.
Но главным вопросом тут является доступ к литию…
Меня обнадёживает партнерство с Koch, я предполагаю, они способны законтрактовать необходимый объёмо, если уж они вписались в строительство самого крупного завода аккумуляторов в Америке…